ВСОКО
Внутренняя система оценки качества образования (ВСОКО)
Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в статье 28 (п.3, пп.13) определяет необходимость функционирования в образовательной организации системы оценочной деятельности. Данное положение означает, что в каждой образовательной организации должна функционировать система оценки качества образования, порядок и инструментарий которой определяются Уставом и локальными актами.
Управление качеством образования – это переход от оценки как инструмента контроля к оценке как инструменту управления качеством образования.
Внутренняя система оценки качества образования (ВСОКО) – целостная система диагностических и оценочных процедур, реализуемых различными субъектами государственно-общественного управления образовательным учреждением, которым делегированы отдельные полномочия по оценке качества образования, а также совокупность организационных структур и нормативных правовых материалов, обеспечивающих управление качеством образования.
Цель ВСОКО: совершенствование, в соответствие с полномочиями и спецификой дошкольного образовательного учреждения, системы внутренней оценки качества образования для формирования эффективных управленческих решений с целью повышения качества образования в ДОУ.
Задачи ВСОКО:
— получить объективную информацию о функционировании развития учреждения;
— предоставить участникам образовательного процесса достоверную информацию о качестве образования;
— принять обоснованные и своевременные управленческие решения по совершенствованию образовательного процесса в учреждении;
— прогнозировать развитие образовательной системы ДОУ
Что входит в систему оценки качества образования в детском саду?
Во ФГОС дошкольного образования требования к результатам прописаны рамочно – в виде целевых ориентиров. Разработчики стандарта полагают, что если в ДОУ созданы те условия, которые прописаны в стандарте, то в таком ДОУ – качественный образовательный процесс.
Что оценивать?
Во внутренней системе оценки качества образования (ВСОКО) отслеживается качество образовательного процесса, условий и результатов дошкольного образования.
Качество образовательного процесса:
- качество образовательной программы, методик и технологий, применяемых в образовательном процессе;
- качество образовательной деятельности – самостоятельной и совместной деятельности детей и взрослых;
- качество взаимодействия педагогов с родителями и детьми в процессе воспитания и обучения.
Качество образовательных условий:
- финансовые условия – обеспечение государственных гарантий;
- материально-технические условия – характеристика и оснащённость помещений оборудованием и методическими материалами в соответствии с нормативными требованиями;
- развивающая предметно-пространственная среда – соответствие требованиям ФГОС ДО;
- психолого-педагогические условия – личностно-ориентированное взаимодействие педагогов с детьми, педагогика поддержки, обеспечение возможности выбора для ребёнка;
- кадровые условия – должностной состав, достаточное количество и необходимая квалификация персонала.
Качество результатов ДО:
- динамика освоения детьми содержания образовательной программы по пяти образовательным областям. Сравнение ребёнка с самим собой — насколько он развился в течение определённого периода времени;
- соответствие полученных результатов запланированным целям. Цели формулируются на основе целевых ориентиров ФГОС ДО как социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка.
Что даёт система оценки?
Информация
Внутренняя система оценки помогает выяснить результативность педагогического процесса, получить сведения о состоянии образовательной деятельности и обратную связь. На основе этих сведений руководство ДОУ анализирует результативность воспитания и обучения.
Мотивация педагогов
Участие в оценке качества воспитателей, заведующих, методистов и родителей повышает уровень их педагогической культуры, интерес к воспитанию, побуждает к более глубокому изучению детской психологии и самоанализу педагогического труда.
Формирование личности ребёнка
Для полноценного формирования личности ребёнка необходимо знать сильные и слабые стороны дошкольника, что помогает отследить система оценки качества. С опорой на её итоги педагог подбирает методы и приёмы индивидуально для каждого ребёнка. Такой подход положительно влияет на уровень развития детей, так как помогает педагогу не упустить из виду недостатки и трудности в воспитании личности ребёнка.
Коррекция действий
Среди результатов образовательной работы встречаются как положительные, так и отрицательные. Внутренняя оценка качества поможет оперативно принять меры на усиление положительного и ослабление отрицательного.
Как оценивать?
Образовательная организация самостоятельно определяет процедуру оценки качества образования в рамках нормативно-правовых документов. Руководитель ДОО организует педагогический коллектив для оценки качества образовательного процесса и созданных условий. Разрабатывается и утверждается Положение о системе внутренней оценки качества образования в ДОО.
Организация системы оценки
Внутренняя система оценки базируется на программе, где определяются направления, форма, сроки, порядок проведения и ответственные исполнители. На её основе составляется годовая циклограмма, которая утверждается приказом руководителя ДОО и обязательна для исполнения работниками ДОО.
Состав ответственных исполнителей утверждается приказом руководителя ДОО. Это могут быть заместитель по учебно-воспитательной работе, старший воспитатель, методист, педагоги и члены родительского комитета.
Алгоритм реализации системы оценки
- Определение и обоснование объекта оценивания.
- Сбор данных.
- Создание баз данных для хранения и оперативного использования информации.
- Обработка полученных данных.
- Анализ и интерпретация полученных данных.
- Подготовка документов по итогам анализа полученных данных.
- Распространение результатов среди потребителей образовательной услуги.
К результатам допускаются только педагоги, которые работают непосредственно с конкретным ребёнком, и его родители. Когда представители проверяющих организаций требуют показать результаты диагностики, то их показывают только в обобщённом виде – сколько детей показало средний, высокий или низкий уровень развития, результаты конкретного ребёнка не даются.
Инструменты оценки:
- контроль;
- самообследование;
- диагностика;
- анализ изменений полученных характеристик во времени (динамический анализ) и сравнение одних характеристик с аналогичными в рамках образовательной системы (сопоставительный анализ).
Виды контроля:
- Оперативный – оценка текущего состояния дел по достаточно узким направлениям деятельности.
- Тематический – глубокое изучение состояния дел.
- Предупредительный – предупреждение недостатков и отбор рациональных решений проблем (проводится перед серьёзными проверками).
- Срезовый – диагностика детей по разделам программы.
- Итоговый – оценка результатов работы педагогического коллектива в конце отчётного периода.
- Взаимоконтроль – обеспечение педагога не только как объекта оценки, но и как субъекта.
Сопутствующие виды контроля во внутренней оценке качества ДО:
- Самоанализ.
- Диагностика.
- Информация.
Оперативный контроль помогает устранить незначительные сбои в работе, регулировать деятельность отдельных педагогов – предполагает быстрое реагирование и немедленное исправление недостатков.
Вопросы для оперативного контроля разделяются на три категории по объекту оценки: организация педагогического процесса, развивающей предметно-пространственной среды и достижения детей.
Вопросы первой категории оценивают качество образовательного процесса. В первую категорию входят вопросы об организации прогулки, подготовке педагогов к занятиям, использовании дидактических и режиссёрских игр, поддержке педагогом детской инициативы и самостоятельности.
Вторая категория оценивает качество условий и включает в себя вопросы для оценки свойств РППС:
- содержательная насыщенность – наличие средств обучения, материалов, инвентаря и оборудования, которые обеспечат игровую, познавательную, творческую и двигательную активность детей;
- вариативность – наличие пространств для игры, конструирования, уединения и так далее, разнообразных материалов и их периодическая сменяемость;
- трансформируемость – возможность изменений в зависимости от образовательной ситуации, интересов и возможностей детей;
- полифункциональность – возможность использования составляющих РППС в разных видах активности;
- доступность – свободный доступ в помещения, к игрушкам и материалам;
- безопасность – соответствие санитарно-эпидемиологическим нормативам и правилам пожарной безопасности.
Достижения воспитанников говорят о качестве результатов образовательного процесса. В третью категорию входят вопросы для рассмотрения: педагогические наблюдения, портфолио дошкольника и результаты педагогической диагностики.
Тематический контроль заключается в тщательном исследовании положения дел по конкретному направлению работы с детьми. По итогам анализа результатов текущего контроля принимается конкретный план действий по коррекции образовательного процесса.
Итоговый контроль помогает изучить конечные результаты работы коллектива ДОУ. Проводится по завершению полугодия и учебного года.
Контроль качества образовательного процесса, условий и результатов помогает обнаружить и устранить недостатки, дает руководителю достоверную информацию для принятия управленческих решений.
Оставить комментарий