Персональные данные

IMG-20200424-WA0025

стелла
Поделиться
Статистика
Зарегистрирована: 02.05.2012

Последнее изменение страницы: 18.09.2019

 

учебный план облождка_page-0001

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

   Учебный план БДОУ города Омска  «Детский сад № 263»  на 2019 – 2020 учебный год разработан в соответствии с:

 

- Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

 

- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования», утвержденным приказом  Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155;

 

- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1014  «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»;

 

- Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений» от 15.05.2013г.;

 

- Письмом Министерства  образования и науки Российской Федерации от 31.05.2007 № 03-1213 «О методических рекомендациях по отнесению дошкольных образовательных учреждений к определенному виду»;

 

- Уставом ДОУ.

 

Основная цель плана – регламентировать образовательную деятельность, определить её направленность, установить виды и формы её организации, и количество в неделю.

Содержание образовательной деятельности реализуется  за счет основной общеобразовательной программы БДОУ №263, разработанной  на основе примерных общеобразовательных программ: «От рождения до школы», по ред. Н.Е. Вераксы, «Детский сад – дом радости», Н.М.Крыловой для детей с 3-7 лет.

 

Основная общеобразовательная программа  обеспечивает разностороннее развитие воспитанников в возрасте от 2-х до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным образовательным областям - социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому и физическому.

 

План  составлен  на учебный год с 2 сентября 2019 г по 31 августа 2020 г.

 

С  1 сентября по 30 сентября  проходит адаптационно - мониторинговый период, с 01 октября по 31 декабря учебный период. С 1 января по 8 января новогодние каникулы во всех группах. С 9 января по 31 мая учебный период. С 01 июня по 31 августа устанавливаются летний оздоровительный период.

 

 

 

Для воспитанников с 2- 3 лет длительность образовательной деятельности, (далее НОД)  составляет не более 10 минут. Допускается осуществлять образовательную деятельность в первую и вторую половину дня (по 8-10 минут), по подгруппам.

 

Продолжительность НОД:

           для воспитанников от 2 до 3-х лет –  не более 10 минут,

           для воспитанников от 3 до 4-х лет –  не более 15 минут,

           для воспитанников от 4-х до 5 лет –  не более 20 минут,

           для воспитанников от 5 до 6 лет – не более 25 минут,

          для воспитанников от 6 до 7 лет  –  не более 30 минут.

 

Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая реализацию дополнительных образовательных программ, для воспитанников дошкольного возраста составляет:

в младшей группе (дети 4-го года рождения)- 2 часа 45 минут,

в средней группе (дети 5-го года жизни) – 4 часа,

в старшей группе (дети 6-го года рождения) – 6 часов, 15 минут,

в подготовительной группе (дети 7-го года рождения) – 8.30 часов

 

 Объем образовательной нагрузки в первой половине дня  в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут соответственно, а в старшей и подготовительной - 45 минут и 1,5 часа соответственно. В середине времени, отведенного на  образовательную деятельность, проводят физкультурные минутки. Перерывы между периодами  образовательной  деятельности - не менее 10 минут.

Образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения воспитанников следует организовывать в первую половину дня. Для профилактики утомления воспитанников рекомендуется проводить физкультурные минутки.

 

Учебный план предусматривает  НОД  по дополнительному образованию (студии, кружки, секции). Их проводят:

Для воспитанников 4-5  года жизни   - не чаще 1 раза в неделю продолжительностью не более 20минут;

Для воспитанников 5-6  года жизни – не чаще 2-х раз в неделю продолжительностью не более 25 минут;

Для воспитанников 6-7  года жизни - не чаще 3-х раз в неделю продолжительностью не более 30 минут.

 

Обязательная часть:

В первой  младшей группе (дети от 2 до 3 лет) — 10 занятий в неделю, длительностью до 15 мин каждое. Проводятся ежедневно утром и вечером ( — третье физкультурное занятие проводится на улице).

 

Сетка непосредственно - образовательной деятельности

в первой младшей группе

 

Понедельник:

09.00-09.10, 09.20-09.30 (по подгруппам)

Познавательное развитие (Ознакомление с окружающим миром )

15.25-15.35, 15.45-15.55 (по подгруппам)

Двигательная деятельность

 

Вторник:

1.09.00-09.10, 09.20-09.30 (по подгруппам)

Речевое развитие (Развитие речи)

15.25-15.35, 15.45-15.55 (по подгруппам)

Музыкальная деятельность

 

Среда

1.09.00-09.10, 09.20-09.30 (по подгруппам)

Познавательное развитие (ФЭМП)

2. 15.25-15.35, 15.45-15.55 (по подгруппам)

Двигательная деятельность

 

Четверг

1.09.00-09.10, 09.20-09.30 (по подгруппам)

Художественно-эстетическое развитие.Лепка

15.25-15.35, 15.45-15.55 (по подгруппам)

Музыкальная деятельность

 

Пятница

1.09.00-09.10, 09.20-09.30 (по подгруппам)

Художественно-эстетическое развитие.Изобразительная деятельность

2.15.25-15.35, 15.45-15.55 (по подгруппам)

Двигательная деятельность

 

 

Во второй младшей группе (дети от 3 до 4 лет) — 10 занятий в неделю, длительностью до 15 мин каждое. Проводятся ежедневно утром и вечером ( — третье физкультурное занятие проводится на улице).

 

                                        Сетка непосредственно образовательной деятельности

                                                                во II младшей группе № 5

 

Понедельник:

09.00-09.15 ч. НОД конструирование (интеграция с математикой и другими областями познания).

15.30-15.45 ч. Двигательная деятельность (интеграция с другими видами деятельности: игра, познание, общение)

 

Вторник:

 09.00-09.15 ч. НОД продуктивная деятельность (интеграция с другими областями познания).

 15.30-15.45 ч. Музыкальное (интеграция с другими видами деятельности — игра, познание, общение).

 

Среда:

1. 09.00-09.15 ч. НОД продуктивная деятельность (интеграция с математикой и другими областями познания).

15.30-15.45 ч. Двигательная деятельность (на улице-интеграция с другими видами деятельности: игра, познание, общение)

 

Четверг:

 09.00-09.15 ч. НОД по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи (интеграция с другими видами деятельности).

15.30-15.45 ч. Музыкальное (интеграция с другими видами деятельности — игра, познание, общение).

 

Пятница:

 09.00-09.15 ч. НОД изобразительная деятельность (интеграция с другими видами деятельности — игра, познание, общение).

 15.30-15.45 ч. Двигательная деятельность (интеграция с другими видами деятельности: игра, познание, общение)

 

                                          Сетка непосредственно образовательной деятельности

                                                                    во II младшей группе № 7

 

Понедельник:

09.00-09.15 ч. НОД конструирование (интеграция с математикой и другими областями познания).

15.30-15.45 ч. Музыкальное (интеграция с другими видами деятельности — игра, познание, общение).

 

Вторник:

 09.00-09.15 ч. НОД продуктивная деятельность (интеграция с другими областями познания).

 15.30-15.45 ч. Двигательная деятельность (интеграция с другими видами деятельности: игра, познание, общение)

 

Среда:

1. 09.00-09.15 ч. НОД продуктивная деятельность (интеграция с математикой и другими областями познания).

15.30-15.45 ч. Музыкальное (интеграция с другими видами деятельности — игра, познание, общение).

 

Четверг:

09.00-09.15 ч. НОД по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи (интеграция с другими видами деятельности).

15.30-15.45 ч. Двигательная деятельность на улице(интеграция с другими видами деятельности: игра, познание, общение)

Пятница:

 09.00-09.15 ч. НОД изобразительная деятельность (интеграция с другими видами деятельности — игра, познание, общение).

 15.30-15.45 ч. Двигательная деятельность (интеграция с другими видами деятельности: игра, познание, общение)

                                                 Сетка непосредственно образовательной деятельности

                          во II младшей группе № 9

 

Понедельник:

09.00-09.15 ч. НОД конструирование (интеграция с математикой и другими областями познания).

15.30-15.45 ч. Двигательная деятельность (интеграция с другими видами деятельности: игра, познание, общение)

Вторник:

 09.00-09.15 ч. НОД продуктивная деятельность (интеграция с другими областями познания).

 16.00-16.15 ч. Музыкальное (интеграция с другими видами деятельности — игра, познание, общение).

Среда:

1. 09.00-09.15 ч. НОД продуктивная деятельность (интеграция с математикой и другими областями познания).

15.30-15.45 ч. Двигательная деятельность (на улице-интеграция с другими видами деятельности: игра, познание, общение)

Четверг:

 09.00-09.15 ч. НОД по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи (интеграция с другими видами деятельности).

16.00-16.15 ч. Музыкальное (интеграция с другими видами деятельности — игра, познание, общение).

Пятница:

 09.00-09.15 ч. НОД изобразительная деятельность (интеграция с другими видами деятельности — игра, познание, общение).

 15.30-15.45 ч. Двигательная деятельность (интеграция с другими видами деятельности: игра, познание, общение)

  В средней группе (дети от 4 до 5 лет) — 10 занятий в неделю, все проводятся как интегрированные. Ежедневно проводится два занятия ( на улице — третье — физкультурное). Утреннее занятие 15—20 мин.

Сетка непосредственно образовательной деятельности

в средней группе № 6

 

Понедельник:

1. 09.00-09.20 ч. НОД конструирование (интеграция с математикой и другими областями познания).

2.16.00-16.15 ч. Музыкальное (интеграция с другими видами деятельности — игра, познание, общение).

Вторник:

1. 09.00-09.20 ч. Двигательная деятельность   (интеграция с другими видами деятельности: игра, познание, общение)

2.09.30-09.50 ч. НОД продуктивная деятельность

Среда:

1. 09.00-09.20 ч. НОД по развитию элементарных математических представлений (или по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи).

2. 09.30-09.50 ч. НОД продуктивная деятельность

3.10.00-10.20 ч. Двигательная деятельность на улице  (интеграция с другими видами деятельности: игра, познание, общение)

Четверг:

1. 09.00-09.20 ч. Музыкальное (интеграция с другими видами деятельности — игра, познание, общение).

2.09.30-09.50 ч.НОД по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи.

Пятница:

1. 09.00-09.20 ч. НОД изобразительная деятельность

2.09.30-09.40 ч. 09.30-09.50 ч. Двигательная деятельность (интеграция с другими видами деятельности: игра, познание, общение)

 

Сетка непосредственно образовательной деятельности

в средней группе № 12

Понедельник:

1. 09.00-09.20 ч. НОД конструирование (интеграция с математикой и другими областями познания).

2.09.30-09.50 ч. НОД  двигательная деятельность

 (интеграция с другими видами деятельности — игра, познание, общение).

Вторник:

1. 09.00-09.20 ч. Музыкальное (интеграция с другими видами деятельности — игра, познание, общение).

2.09.30-09.50 ч. НОД продуктивная деятельность

Среда:

1. 09.00-09.20 ч. НОД по развитию элементарных математических представлений (или по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи).

2. 09.30-09.50 ч. НОД продуктивная деятельность

3.10.00-10.20 ч. Двигательная деятельность на улице   (интеграция с другими видами деятельности: игра, познание, общение)

Четверг:

1. 09.00-09.20 ч. Двигательная деятельность   (интеграция с другими видами деятельности: игра, познание, общение)

2.09.30-09.50 ч.НОД по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи.

Пятница:

09.00-09.20 ч Музыкальное (интеграция с другими видами деятельности — игра, познание, общение).

09.30-09.50 ч. . НОД изобразительная деятельность

 

В старшей группе (дети от 5 до 6 лет) — 15 занятий в неделю. Все занятия являются интегрированными. Два занятия проводятся утром, одно — днем после прогулки до обеда. Длительность до 20—25 мин.

Сетка непосредственно образовательной деятельности

в старшей группе № 3

 

Понедельник:

1. 08.10-08.15 мотивация НОД № 2

09.00-09.20 ч. НОД Музыкальное (интеграция с другими видами деятельности — игра, познание, общение).

2. 09.25 - 09.50 ч. НОД по ознакомлению с окружающим миром/ развитию речи.

11.30-11.55 (после прогулки) НОД конструирование (интеграция с математикой и другими областями познания).

 

Вторник:

1. 08.10-08.15 мотивация НОД № 1

1. 09.00-09.20 ч. НОД по ознакомлению с окружающим миром/развитию речи

2. 09.25-09.50 ч Двигательная деятельность   (интеграция с другими видами деятельности: игра, познание, общение).

11.30-11.55 (после прогулки) НОД продуктивная деятельность.

 

Среда:

1. 08.10-08.15 мотивация НОД № 1

09.00-09.20 ч. НОД по развитию элементарных математических представлений.

2. 09.25-09.50 НОД Музыкальное (интеграция с другими видами деятельности — игра, познание, общение).

3. 11.30-11.55 (после прогулки) НОД продуктивная деятельность.

 

Четверг:

1. 08.10-08.15 мотивация НОД № 1

09.00-09.20 ч. НОД по развитию речи.

2. 10.00-10.25 ч Двигательная деятельность   (интеграция с другими видами деятельности: игра, познание, общение).

3.11.30-11.55 (после прогулки)НОД изобразительная деятельность

 

Пятница:

08.10-08.15 мотивация НОД № 1

09.00-09.20 ч. НОД по ознакомлению с окружающим миром/ развитию речи.

2. 09.35-10.00 ч Двигательная деятельность на улице   (интеграция с другими видами деятельности: игра, познание, общение).

3. 11.30-11.55 (после прогулки) НОД изобразительная деятельность

 

Сетка непосредственно образовательной деятельности

в старшей группе № 4

 

Понедельник:

1. 08.10-08.15 мотивация НОД № 1

09.00-09.20 ч. НОД по ознакомлению с окружающим миром/ развитию речи

2. 09.25 - 09.50 ч. НОД Музыкальное (интеграция с другими видами деятельности — игра, познание, общение).

3.11.30-11.55 (после прогулки) НОД конструирование (интеграция с математикой и другими областями познания).

 

Вторник:

1. 08.10-08.15 мотивация НОД № 1

1. 09.00-09.20 ч. НОД по ознакомлению с окружающим миром/развитию речи

2. 09.25-09.50 ч Двигательная деятельность   (интеграция с другими видами деятельности: игра, познание, общение).

11.30-11.55 (после прогулки) НОД продуктивная деятельность.

 

Среда:

1. 08.10-08.15 мотивация НОД № 1

09.00-09.20  ч. НОД по развитию элементарных математических представлений.

2. 10.00-10.25 НОД Музыкальное (интеграция с другими видами деятельности — игра, познание, общение).

3. 11.30-11.55 (после прогулки) НОД продуктивная деятельность.

 

Четверг:

1. 08.10-08.15 мотивация НОД № 1

09.00-09.20 ч. НОД по развитию речи.

2. 10.00-10.25 ч Двигательная деятельность  на улице (интеграция с другими видами деятельности: игра, познание, общение).

3.11.30-11.55 (после прогулки)НОД изобразительная деятельность

 

Пятница:

08.10-08.15 мотивация НОД № 1

09.00-09.20 ч. НОД по ознакомлению с окружающим миром/ развитию речи.

2. 10.00-10.25 ч Двигательная деятельность    (интеграция с другими видами деятельности: игра, познание, общение).

3. 11.30-11.55 (после прогулки) НОД изобразительная деятельность

 

 

Сетка непосредственно образовательной деятельности

в старшей группе № 10

 

Понедельник:

1. 08.10-08.15 мотивация НОД № 2

09.00-09.25 ч. НОД Двигательная деятельность   (интеграция с другими видами деятельности: игра, познание, общение).

2. 09.30 - 09.55 ч. НОД по ознакомлению с окружающим миром/ развитию речи

3.11.30-11.55 (после прогулки) НОД конструирование (интеграция с математикой и другими областями познания).

 

Вторник:

1. 08.10-08.15 мотивация НОД № 1

1. 09.00-09.20 ч. НОД по ознакомлению с окружающим миром/развитию речи

2. 09.35-10.00 ч Двигательная деятельность   на улице (интеграция с другими видами деятельности: игра, познание, общение).

11.30-11.55 (после прогулки) НОД продуктивная деятельность.

 

Среда:

1. 08.10-08.15 мотивация НОД № 2

09.00-09.20  ч. НОД  Музыкальная деятельность (интеграция с другими видами деятельности — игра, познание, общение).

2. 09.30-09.55 НОД по развитию элементарных математических представлений.

3. 11.30-11.55 (после прогулки) НОД продуктивная деятельность.

 

Четверг:

1. 08.10-08.15 мотивация НОД № 1

09.00-09.20 ч. НОД по развитию речи.

2. 09.30-09.55 ч Двигательная деятельность   (интеграция с другими видами деятельности: игра, познание, общение).

3.11.30-11.55 (после прогулки)НОД изобразительная деятельность

 

Пятница:

08.10-08.15 мотивация НОД № 1

09.00-09.20 ч. НОД по ознакомлению с окружающим миром/ развитию речи.

2. . 09.30-09.55 ч НОД Музыкальна деятельность (интеграция с другими видами деятельности — игра, познание, общение).

  1. 11.30-11.55 (после прогулки) НОД изобразительная деятельность

     

В подготовительной к школе группе (дети от 6 до 7 лет) — 15 занятий в неделю. 

 

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА № 8

Понедельник:

1. 08.10-08.15 мотивация НОД № 1

09.00-09.20 ч.НОД по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи.

2. 10.00-10.30 ч. Двигательная деятельность   (интеграция с другими видами деятельности: игра, познание, общение).

11.40-12.10 ч. НОД конструирование (интеграция с математикой и другими областями познания).

 

Вторник

1. 08.10-08.15 мотивация НОД № 1

09.00-09.20 ч. НОД по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи.

2. 09.30-10.00 ч. НОД  Музыкальная деятельность (интеграция с другими видами деятельности — игра, познание, общение)..

11.40-12.10 ч.НОД продуктивная деятельность

 

Среда

1. 08.10-08.15 мотивация НОД № 1

09.00-09.20 ч. НОД по развитию элементарных математических представлений.

2. 10.00-10.30 ч. Двигательная деятельность   (интеграция с другими видами деятельности: игра, познание, общение).

3. 11.40-12.10 ч. НОД продуктивная деятельность

 

Четверг

1.08.10-08.15 мотивация НОД № 1

09.00-09.20 ч. НОД по развитию речи.

2. 10.00-10.30 ч. НОД  Музыкальная деятельность  (интеграция с другими видами деятельности — игра, познание, общение).

11.40-12.10 ч. НОД изобразительная деятельность.

 

Пятница

1. 08.10-08.15 мотивация НОД № 1

09.00-09.20 ч. НОД по развитию речи.

2.  09.30-10.00 ч. Двигательная деятельность на улице  (интеграция с другими видами деятельности: игра, познание, общение).

3.11.40-12.10 ч. НОД изобразительная деятельность.

 

 

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА № 11

Понедельник:

1. 08.10-08.15 мотивация НОД № 1

09.00-09.20 ч.НОД по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи.

2. 09.30-10.00 ч. Двигательная деятельность  на улице  (интеграция с другими видами деятельности: игра, познание, общение).

3.11.40-12.10 ч. НОД конструирование (интеграция с математикой и другими областями познания).

 

Вторник

1. 08.10-08.15 мотивация НОД № 1

09.00-09.20 ч. НОД  по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи.

2. 10.00-10.30 ч. НОД  Музыкальная деятельность (интеграция с другими видами деятельности — игра, познание, общение)..

3.11.40-12.10 ч.НОД продуктивная деятельность

 

Среда

1. 08.10-08.15 мотивация НОД № 1

09.00-09.20 ч. НОД  по развитию элементарных математических представлений.

2. 09.30-10.00 ч. Двигательная деятельность   (интеграция с другими видами деятельности: игра, познание, общение).

3. 11.40-12.10 ч. НОД продуктивная деятельность

 

Четверг

1.08.10-08.15 мотивация НОД № 1

09.00-09.20 ч. НОД по развитию речи.

2. 09.30-10.00 ч. НОД  Музыкальная деятельность  (интеграция с другими видами деятельности — игра, познание, общение).

3.11.40-12.10 ч. НОД изобразительная деятельность.

 

Пятница

1. 08.10-08.15 мотивация НОД № 1

09.00-09.20 ч. НОД по развитию речи.

2.  09.30-10.00 ч. Двигательная деятельность   (интеграция с другими видами деятельности: игра, познание, общение).

3.11.40-12.10 ч. НОД изобразительная деятельность.

 

                                                                                                           Вариативная часть:

 

«Омское Прииртышье:

 

Возраст \день недели

 

Время

Основные виды деятельности детей

Формы организации детской деятельности

Интеграция образовательных областей

Среда 1 неделя

1 половина дня ( до 1 часа 30 мин)

Познавательно- исследовательская  (до 20 мин)

Наблюдение . Коллекционирование. Экскурсия. Решение проблемных ситуаций ( по выбору воспитателя)

Познавательное . Социально-коммуникативное. Художественно-эстетическое

 

2 половина дня ( до  30 мин)

Познавательно- исследовательская. Игровая

Реализация проектов (совместная деятельность взрослых и детей  в условиях семьи) Работа с тетрадью «Маленький житель Омского Прииртышья»

Познавательное. Социально-коммуникативное. Художественно-эстетическое

 

Итого: до 2 часов в день 1 раз в неделю

 

Среда 2 неделя

1 половина дня ( включая прогулку №1 до 60 мин)

Познавательно- исследовательская . Туристско-краеведческая

Реализация детских проектов. Моделирование. Игры с правилами . Наблюдение. Походы. Игра «Зарница»

Познавательное. Социально-коммуникативное. Художественно-эстетическое. Познавательное. Физическое. . Социально-коммуникативное

 

2 половина дня ( включая прогулку №2 ) до 60 мин ( совместно с родителями)

Познавательно- исследовательская . Туристско-краеведческая

Подготовка к организации и проведению познавательной игротеки и формирование традиции 2Встречи с интересными людьми». Реализация проекта. Спортивно-познавательные игры и развлечения. Работа с тетрадью «Маленький житель Омского Прииртышья»

Познавательное.

 Физическое.

Социально-коммуникативное

Итого: до 2 часов в день 1 раз в неделю

 

Среда 3 неделя

1 половина дня до 60 мин ( включая прогулку №1 )

Познавательно- исследовательская

Реализация проекта. Игры с правилами. Просмотр видеоматериалов. Познавательная беседа. Моделирование. Наблюдения

Познавательное. Социально-коммуникативное. Художественно-эстетическое

2 половина дня до 60 мин совместно с родителями ( включая прогулку №2 )

Познавательно- исследовательская

Работа с тетрадью «Маленький житель Омского Прииртышья»

Познавательное. Социально-коммуникативное. Художественно-эстетическое. Речевое

Итого: до 2 часов в день 1 раз в неделю

 

Среда 4 неделя

1 половина дня до 60 мин ( включая прогулку №1 )

Познавательно- исследовательская

Составление и рассматривание альбомов, коллекций. Рассказы взрослых и детей. Составление, разгадывание кроссвордов. Игры с правилами.

Познавательное. Социально-коммуникативное. Художественно-эстетическое

2 половина дня до 60 мин совместно с родителями ( включая прогулку №2 )

Познавательно- исследовательская

Формирование традиции «Встреча с интересными людьми». Работа с альбомом «Все работы хороши» Работа с тетрадью «Маленький житель Омского Прииртышья»

Познавательное. Социально-коммуникативное. Художественно-эстетическое